akrav (akrav) wrote,
akrav
akrav

Categories:

Шафаревич


Друзья мои и недрузья, почему столь многие вокруг, не исключая и некоторых моих старых собеседников, возбудились в связи со смертью Игоря Шафаревича?  Чем он вам досадил?

Талантливый человек.  Сделал в своей области немало.  Казалось бы -- что ещё о нём можно сказать?  Ненавидел евреев?  Ну да, ненавидел.  А вот, допустим, выдающийся художник NN бросил своих детей.  Неужели мы будем оценивать его работы с учётом этого прискорбного факта?  Видный композитор ММ не мыл жопу после уборной.  Ну так не приглашайте его к себе домой.  Или всё-таки высказать своё фи в некрологе?  Ну, ненавидел евреев, да.  Разве он писал доносы или отправил кого-то в лагерь?  Нет, наоборот:  наваял о них целых две компиляционных книги, одну серьёзную, другую вроде как ещё более серьёзную, но юмористическую в силу восхитительного идиотизма аргументации.

Вас это рассердило?  Почему?!  По-моему, надобно наоборот:  если не поблагодарить за это мысленно, то во всяком случае оценить честность автора.  Потому что по нынешним временам большинство тех, кто думает то же самое, помалкивают.  Иначе говоря,  они вас обманывают, а он не стал.

Меня изумил аргумент:  дескать, «должен был понять», что своим поступком (каким поступком? публикацией книги в Самиздате?) может-де принести много бед.  Батюшки светы!  Да на что мог он повлиять-то, этот текст, не содержащий к тому же ничего нового?  Неужели вы думаете, что враждебность произрастает из некоей информации, правдивой или вымышленной?  И что теперь-то, после текста Шафаревича, уж точно понадобится предъявлять химический анализ опресноков, многотомные документы русской революции и непротиворечивую версию раннего христианства, чтобы гг. Проханов и К. Крылов и всякие лабазники из числа подписчиков газеты «Дуэль» и журнала "Harpers" пересмотрели свои убеждения насчёт ритуального убийства, роли евреев в распятии Христа и их участия в создании Чеки?

Если уж кто и подкинул своими текстами вязанку в костёр, как констанская старушка, то был это отнюдь не Шафаревич и даже не Крылов и не Мухин.  И даже не какой-нибудь дрессированный Давид Заславский из 1950-х.

А проектировщики и строители фундамента под сами знаете что.

Их сейчас несколько десятков.  Среди них нет ни одного Георгия Конисского, зато есть Барбара Лернер, Маша Гессен, Евгения Альбац и ещё какое-то количество профессиональных провокаторов и изветчиков типа елейного иезуита Григория Соломоновича Померанца, которого иногда причисляют к евреям благодаря библейскому отчеству, -- но которые, если и имеют к евреям отношение, то довольно опосредованное, иногда даже через две ступеньки.

Друзья мои, за пределами индивидуальной дружбы не имеет значения и не заслуживает внимания, кто кого любит и ненавидит.  Важно, насколько эффективно он делает свою добрую -- или вредительскую -- работу.  А личные антипатии...  Кому они важны, кроме ваших близких?  Вот, например, многие наши соотечественники (среди них, может быть даже вы лично) ненавидят арабов.  И их даже в чём-то можно понять, потому что арабы действительно достали.  Ну и что?  Сочтёте ли вы справедливым, если кто-то из-за этого станет хуже к ним относиться? («к ним» -- к соотечественникам, а не к арабам).  А Шафаревича по каким-то его личным причинам достали евреи.  Может быть, его в юности обидел какой-то еврей.  Может быть, они вдвоём ухаживали за одной девушкой, и она выбрала соперника, а не молодого Игоря.

Было бы подлостью, если бы он напечатал такие тексты, живя в нацистской Германии (как Хайдеггер), или же в СССР в 50-х годах, как такой-то и такой-то (не буду тревожить густые воды Леты).  И даже в 60-х, когда евреи всё-таки не совсем были виноваты, что живут там.

Но он же вроде бы написал оба текста уже в семидесятых-плюс?

Малочисленным и уязвимым народам, особенно живущим за пределами своей маленькой страны, важно, как к ним относятся, насколько замечают их национальные заслуги («изобрёл штопор вовсе не француз, а пьемонтец!») и не обижают ли их нехвалебными обобщениями (« Mais non, -- говорила она, -- il fait si beau »). Потому в своё время евреям было обидно читать о себе любую чепуху, а тем более меткий упрёк -- даже из числа таких, на какие природный англичанин или француз и внимания бы не обратил.

Те времена давно прошли.  И если постыдная привычка хлопотать «а что о нас сказали, а что про нас подумали» осталась -- надо подавлять, подавлять, подавлять её в себе, а не лелеять.

Subscribe

  • Одни пожёвывают, другие позёвывают

    Но медаль всё-таки дают. А то как же. Только что на Каннском фестивале увенчали наградой «израильский» фильм, снятый при заботливом…

  • К светлому будущему!

    В числе материалов, открыто запрещённых на YouTube -- только самая зловредная крамола: ● «расистские» ролики (как, например, эти два), а также…

  • (недоуменное)

    Читаю у российского блоггера: «Европейский сут по правам человека обязал Российскую Федерацию отменить запрет на регистрацию однополых союзов,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments